|
|
|
Когда судьба берёт за горло
И рядом верных нет друзей,
Я в одиночестве негордом
Иду в Калязинский музей.
Здесь вижу древний град Калязин,
Ряд финских домиков стоит,
И финн под парусом кальяааси*
Просторы Волги бороздит.
Но шли века, и вот дух русский
Уже в Калязине царит,
И вижу я: князь Скопин-Шуйский
Бесстрашно ворогов громит.
Здесь, погружаясь в мир ушедший,
Я вижу старый монастырь
И лик Макария, сошедший
С небес на нынешний пустырь.
Немало древних раритетов
Хранит Калязинский музей,
Одежды, утвари, портретов, -
В нём часть святой России всей.
От бедствий, в Волге потонувших,
Храни тебя, господь, храни.
За память о веках минувших
Поклон калязинцев прими.
Автор: Алексей Комлев
|
|
Борис Годунов ввергнут в чёрную думу:
«Уже третий год, мор и голод в стране……
Послать бы стрельцов снова в земли Кучума,
С бояр и купцов, взять оброка вдвойне»…….
«Народ накормить – первый долг государя, –
Да в Дикое Поле ногой наступить –
Крепить города в этом пахотном крае –
Воронеж и Ливны в степи заложить».
«Забрать надо земли, что шведские ныне –
Не лучшим итогом Ливонской войны,
Мы точку поставим на этом *в Тявзине,
И сделаем всё, со своей стороны».
|
«Откроем для черни лари и амбары –
Часть Царской казны надо нищим раздать.
В литовской земле зачинаются свары,
Зачинщиков смуты мой долг наказать».
«Возьмём под крыло и грузинские земли,
Отправим войска на суровый Кавказ –
Ты там падишах силу русскую внемли,
Сегодня весь мир опасается нас»……..
«Противятся власти князья да бояре,
Ужели опричнину снова вменить?
Да, тяжко в Москве быть отцом-государем,
И делом Отчизне исправно служить»…..
Автор: Галкин Юрий
|
|
*В Тявзине – мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590—1593 годов. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Россия, согласно договору, получила Ивангород, Ям, Копорье и Корелу. Таким образом, Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны.
Энциклопедия. |
|
Разъезд запорожцев «из Малой России»,
В деревне Иудино, вышел на тракт,
Лжедмитрия воинство, новой мессией –
«Царя воскрешение держит за факт».
«На Углич прошло запылённое войско»,
Сапега их гетман, и их атаман,
«Хоругви и герб – символ доблести польской,
С враждою идёт на Калязинский стан».
Уже впереди появились засеки,
И алые шапки московских стрельцов, –
Бросают работу в лесу дровосеки,
С опаской глядя на свирепых донцов.
За Скопиным-Шуйским весь лагерь поднялся,
«Боярские дети» промчались на мост…….
Под треск ратовищ смертный бой завязался,
Собой, осквернив православный погост.
|
Палили стрельцы, били бой барабаны,
В дыму стало трудно своих распознать –
«Теперь Гайдуки* берегите жупаны» –
Пищальная пушка вновь стала стрелять.
Блестели в руках оголённые сабли –
«То справа, то слева шёл огненный бой», –
У латников силы и нервы ослабли,
Не выдержав сечи семичасовой.
Боярские дети ударили разом –
Отходит Сапега с нестройной толпой –
Скопин оглядел битву, опытным глазом:
«Рождённый на царство, Народный герой»**.
Автор: Галкин Юрий
|
|
* Гайдуки – пешие казаки.
** Одарённый полководец смутного времени Скопин-Шуйский
по родовитости и популярности имел все основания стать русским царём.
За что и был отравлен в 24 года ближайшими родственниками. |
|
|
Калязинская колокольня
Стоит причудливо в реке.
И всякий раз я жду невольно -
Зайдется колокол в тоске.
А по ночам над тихой Волгой
Восходит музыка её.
И принимают молча волны
Тот звон в безмолвие своё.
Вновь оживает колокольня.
И слышу я в тиши ночной,
Что кто-то радостью и болью
Тревожно делится со мной.
В протяжном гуле колокольни
Мне слышен звон былых веков
И песня пахаря на поле,
И стон идущих бурлаков.
Автор: Андрей Дементьев
|
|
Чтобы историю Калязина узнать,
Необходимо время повернуть нам вспять.
До нашей эры, в глубине веков,
У Жабни и у Волги берегов
Расположились племена «меря» и «весь» –
Рыболовов угро-финских этих мест.
Отсюда и название Калязин –
От финского «кола » иль «кальяааси» .
«Кола»- есть рыба, «кальяааси»- судно.
В те времена водилось рыбы не так скудно.
Из первых летописей мы узнали
Про Николу на Жабне – местечко так звали.
Там был монастырь – туда приставали
Купцы новгородские, там торговали.
С суровое время для русских племен
Монголо-татарами был он сожжен.
Увидев красоту Калязинской земли,
Что в устье у реки Нерли,
Князь Долгорукий крепость основал.
Тот городок Коснятиным назвал.
Не раз сожжен и разорен
Во время княжих ссор был он.
На Волги левом берегу,
Где воды до сих пор бегут.
Меж двух озер, средь зелени густой,
Построил кельи здесь монах простой.
В миру его Матвеем звали,
В мире духовном Макарием знали.
Монастыря основателем стал
Для тех, кто пристанище в жизни искал.
Рос монастырь, богател, расширялся –
Прочной опорой Руси он считался.
Его посещали князья и цари –
Богатые каждый подарки дарил.
Села, деревни с крестьянами вместе –
Было тогда это делом их чести.
Не жалели злата, парчи, серебра
Богу служили и ждали добра.
|
Годы летели, века шли на смену,
Многое помнят камни и стены.
Серебряную раку царя Годунова,
Помнят приезды Петра молодого,
Екатерину–II, указом которой
Калязин объявлен городом новым.
Здесь ярмарки гудели дважды в год
Из разных мест съезжал народ,
И промыслы все больше процветали,
И кустарей Калязинских все знали.
Шли люди в монастырь с любовью и смиреньем,
С надеждой, верою, терпеньем.
Грехи просили отпустить,
За все простить, благословить.
Над Волгой разливался колокольный звон
Прозреньем для души казался он.
Но годы шли, менялось время
И вера превратилась в бремя.
Помехой Божий храм стал для людей –
Его решили разобрать скорей.
Великой Волге преградили путь –
Ей некуда бежать, свернуть.
И разлилась в отчаянье река,
Поглотив деревни, берега.
Земля монастыря, погосты
Все под водой -
И лишь остался остров.
Там колокольня древняя стоит,
Она все помнит, обо всем скорбит.
Чуть ветерок пройдется над рекой,
Раздастся мелодичный звон тоской.
Вода сильна, но не смогла принять
Того, что люди не хотят понять.
Автор: А.Е. Бумажнова
|
|
Есть на Волге городок Калязин,
Аккуратен чист и не высок.
Не богат, но светел и прекрасен
Этот милый сердцу уголок.
Здесь простор приволжский украшают
Новые опрятные дома.
Городок с любовью сложен, гладок
Словно неподвижная вода.
Отражаясь в той зеркальной глади,
Сохраняя память о былом,
Устремилась колокольня Бога ради
В небо, повествуя нам о том,
Как для блага целого народа
Личным и святым пренебрегли,
Монастырь отправился под воду,
Изменился облик сей земли.
Для того, чтоб ярким ровным светом
Потекло тепло в дома людей,
Чтобы в жизнь сегодня воплотилось
Множество талантливых идей.
Автор: Алексей Дровников
23-25.06.2021
|
<< назад
|