Сайт города Калязин : Новости : Некоторые знаменательные даты 2013 года
Сайт города Калязин, www.kalyazin.ru
Главная страница Новости Мероприятия Фотографии Ссылки

Некоторые знаменательные даты 2013 года


14.01.2012г.

30 марта 530 лет (1483 г.) со дня смерти МАКАРИЯ (Матвея Васильевича Кожина) - основателя и первого игумена Калязинского первоклассного мужского монастыря.

Как говорит житие святого, "Прп. Макарий Калязинский мирно отошел ко Господу 17/30 марта 1483 г. Последними словами его были: "Слава Богу о всем". Только после смерти на теле прп. были обнаружены большие вериги (вес - 16 кг), которые он носил всю жизнь. Похоронен был игумен Макарий близ построенной им Троицкой церкви." В 1521 году были обретены святые мощи Макария Калязинского. Прошлый, 2012 год вписал новую страницу в историю - возвращение святых мощей в Калязин, в храм Вознесения.

31 марта - 95 лет районной газете "ВПЕРЕД".

Это большой рабочий стаж, большой жизненный путь. Коллективом редакции накоплены свои традиции, сформировался постоянный круг читателей "районки", в которой они и узнают и последние новости, и полезную информацию, в которую пишут письма о наболевшем и о радостном.

21 мая - 115 лет со дня рождения Ивана Федоровича Никольского (1898 --1979) - основателя краеведческого музея в Калязине, крупнейшего краеведа Верхнего Поволжья. Сегодня краеведческий музей носит имя И.Ф. Никольского.

И.Ф. Никольский был основателем музея и его бессменным руководителем на протяжении 52 лет был. Всю свою жизнь он посвятил пополнению коллекций, хранению, тщательному изучению всего, что связано с историей Калязинской земли. Благодаря его самоотверженному труду сегодня музей располагает интереснейшими коллекциями церковной утвари, живописи, графики, нумизматики, мебели, этнографии и археологии. Благодаря этому человеку сохранены до наших дней и мощи Преподобного Макария. Таких людей как он, называют бессребрениками, подвижниками, отдающими всё на благо малой родины.

1 (14) июля - 110 лет со дня учреждения в Калязине низшего механико-технического училища, ныне - Калязинский техникум им. Н.М. Полежаева.

Открыто 27 июля 1903 г. на средства Н.М. Полежаева. Являлось профессиональным учебным заведением с 5-тилетним сроком обучения. Принимались лица всех сословий от 12 до 17 лет. Училище готовило мастеров, техников и других специалистов для руководства рабочими группами на механических, машиностроительных заводах и фабриках, в железнодорожных, пароходных, электротехнических мастерских.

В 1918 г. обо было преобразовано в Калязинское техническое училище.

С техникумом связано немало страниц истории Калязина, из его стен вышли выдающиеся люди своего времени, мастера и профессионалы.

3 (15) июля - 160 лет со дня рождения Марии Николаевны Ермоловой. Жизнь Ермоловой тесно связана с селом Калабриево Калязинского района, в котором она отдыхала после сценической деятельности каждое лето на протяжении более 30 лет.

октябрь - 25 лет со дня открытия Детской юношеской спортивной школы (ДЮСШ)

Все эти годы школа была центром спортивной гордости нашего района, собирала под своё крыло всех тех, для кого активный спорт, здоровый образ жизни - это девиз по жизни. Спортивные секции и кружки ДЮСШ всегда были востребованы детьми и молодёжью, здесь проходили яркие соревнования самых различных уровней, которые принесли нашим спортсменам немало наград, а болельщикам - радостные эмоции.

В 2007 году спортшкола была открыта после реконструкции и стала носить имя её директора И.Я. Гусева.

4 октября - 45 лет Калязинской детской школе искусств

Период становления школы был очень непростым. Первыми педагогами стали Т.В. Белоглазова, Т.Н. Богданова, которая была назначена первым директором школы. В период становления школы обучали детей профессионалы своего дела: Л.Д. Быкова, О.А. Кострова, Л.К. Яблоньских, Е.В. Рыжкова, Е.В. Черных. Многое для развития школы искусств сделали И.Н. Лиссицына и А.Н. Мельников, в разные годы работавшие директорами. Большой вклад в работу этого учреждения внёс В.И. Черкунов, многие годы посвятивший себя этому дому искусства. За 45 лет школа выпустила из своих стен 330 юных музыкантов, для 28 из них музыка стала профессией. Выпускники школы работают в детских садах, школах города, в РДК и в других городах страны. Сегодня здесь работают энтузиасты своего дела, увлечённые музыкой люди. Под руководством Т.В. Ивановой они воплощают свои творческие идеи в жизнь.

Ещё одна юбилейная дата связана с именем человека, которое не настолько на слуху у калязинцев, но о нём стоит вспомнить.

28 марта 2013 года исполнятеся 90 лет со дня рождения Михаила Леонидовича Анчарова (1923-1990) - советского писателя, члена Союза писателей СССР, поэта, барда, драматурга, сценариста и художника, одного из первых исполнителей в жанре авторской песни.

Родился он в Москве, окончил институт военных переводчиков. Воевал в Маньчжурии, был награжден орденом Красной Звезды. Работал художником, переводчиком. Во время войны стал писать песни на собственные стихи, исполняя их под аккомпанемент семиструнной гитары.Анчаров считается основателем жанра авторской песни в нашей стране ("первым бардом"). В. Высоцкий и Б. Окуджава считали его своим учителем. Позднее со своими рассказами, повестями, романами он печатался в известных журналах. В 1960-70-е Анчаров написал несколько сценариев к фильмам.

Наибольшую известность принес Анчарову роман "Самшитовый лес", вышедший в 1979 в "Новом мире".

Главный герой, Сапожников - по профессии наладчик - "обслуживает весь белый свет", по призванию же он - талантливый изобретатель и мыслитель. Человек он не пробивной, не умеет внедрить в жизнь свои открытия, в т.ч. вечный двигатель. В романе чередуются эпизоды детства в маленьком патриархальном Калязине с военными воспоминаниями, элементы "производственного романа" - с картинами давнего прошлого - гибели Атлантиды. Здесь же - элементы фантастики и гротеска.

Анчаров - автор нескольких десятков песен. Одна из них хорошо известна всем в исполнении Валентины Толкуновой "Стою на полустаночке...".

Известный краевед Тверской области Вячеслав Воробьёв, который и подсказал нашей редакции о том, что имя Анчарова тесно связано с Калязином, считает, что в романе "Самшитовый лес" очень ярко показана жизнь Калязина, образы героев списаны с жителей нашего городка, в романе ярко описаны улицы Калязина, Макарьевский монастырь до его затопления, но уже в годы советской власти, сцены из жизни наших земляков. По его мнению, в этом романе ярко описан русский человек (герой Сапожников) в его красоте души и противоречивости характера, и этот образ он нашёл именно здесь, в нашем городке.

Это имя стоит того, чтобы о нём знали и помнили современные калязинцы, отметив в наступающем году 90-летие со дня рождения писателя.

Отрывки из романа "Самшитовый лес".

Сапожниковы жили как раз посреди короткой улицы. Напротив были избы, а за ними, если глядеть влево, открывался огромный луг, по которому взгляд скользил все дальше, и там глаз упирался в город Калязин, который громоздился на высоком берегу. А великая река была не видна, потому что хотя и низок был левый берег, на котором жили Сапожниковы, а все же вода заливала его только весной, а так текла и текла себе в своем русле, тащила за собой большие и малые водовороты и где-то там, в учебнике географии, впадала в Каспийское море.

Если повернуться спиной к городу Калязину, то... глаз различал Макарьевский монастырь, стоявший на огромном лугу, монастырь святого Макария, или, как высказался массовик-затейник профсоюзного дома отдыха, монастырь имени святого Макария. И потому половина города была Макары, Макарьевичи, Макарьевы.

Дом отдыха московского электрокомбината помещался в монастыре, из чего следовало, что монастырь и в новые времена использовался по назначению и в нем все так же люди отдыхали от забот мирских, хотя и по-другому, чем представлял себе его основатель. Монастырь стоял плоско, не возвышался земной монастырь, а был заподлицо с луговиной и порядками домов левого берега, только отстоял от них метров на девятьсот - поближе к сосновому бору.

Там по монастырскому двору среди вечерней золотой листвы гуляли московские городские люди. Там накидывали на гвозди проволочные кольца для меткости глаза, там дирижер поперек себя шире, по имени Рудольф Фукс, махал и махал черными рукавами, там показывали антирелигиозный фильм "Праздник святого Иоргена", немой вариант. Все так. Но если обогнуть монастырь и пройти вдоль стен над старицей и оказаться с тыла, то можно окунуться, в чудо, непохожее на жульничество. Если встать перед серым выступом и громко сказать: "Ха! Ха!" - то вдруг услышишь рев толпы и грохот голосов, обороняющих монастырь от призрачного нашествия. Так и было задумало строителями крепостных стен - орда, зашедшая внезапно с тыла, пугалась собственного эха.

Главное, чем отличался Калязин от любого города нашей круглой планеты, было то, что как в нем, так и в ближайших окрестностях всегда стояла хорошая погода и имелось все, что нужно человеку для хорошей жизни. Была черника там в сосновом бору позади огородов, и был хлеб на кухне в деревянном ларе. Был снег зимой и трава летом, и птицы в небе, и рыба в великой реке и в старице у стен монастыря святого Макария, в котором музей и профсоюзный дом отдыха, и трудящиеся для отдыха кидают кольца на доску с гвоздями.

Если выйти из комнаты, то справа по коридору будет остальной дом, а слева сени, в которых неинтересно. А дальше будет крыльцо во двор, заметьте, не на улицу. А во дворе булыжник для купцовых телег, квартира собачки Мушки и сараи, никому лично не принадлежащие. В нормальных городах такие сараи наполнены легендами, скелетами и кладами.

В Калязине же ничего этого не водилось. И потому сараи были заколочены и наполнены воздухом, и в трухлявую щель четвертого венца была видна простодушная человечья какашка неизвестной эпохи, освещенная пыльным лучом дырявой крыши. Это деталь чрезвычайно важная, поскольку символизирует отсутствие любопытства калязинцев к тайнам чужого существования. Люди этого мудрого города к чужим какашкам интереса не проявляли, что вовсе не исключало любознательности. Тому пример хотя бы сапожниковская клубника, которую Сапожников, будучи ребенком четырех лет, сам развел на огороде. Клубнику калязинцы не разводили. В бору земляники было сколько хочешь. А когда шла черника, то ее тащили ведрами, высунув темнофиолетовые языки.

...Аграрий сказал:

- При чем тут чудо? Что есть - есть, чего нет - нет. Монастырь-крепость есть? Есть. Макарий, сын боярина Кожи, негромкий участник освободительной войны, есть? Есть. Потому он святой. А по потому, что останки его тлению не подверглись, что сомнительно. Хотя состав почвы позволяет сделать это предположение. А если бы даже подверглись? Что же его, из святых увольнять? Орда-то ведь сгинула. Вот чудо без подделки и никакого Иоргена, - сказал Аграрий, когда они с юным Сапожниковым возвращались ночью по черному лугу из монастырского кино.

И во всем Калязине было так. Что есть - есть. Чего нет - нет. Калязинцы народ негромкий и житейски трезвый. Что есть есть, чего нет - нет. Но миражи, миражи...

Поделиться новостью с друзьями:


<< назад




© 2009 Сайт города Калязин