|
||||||||||||
Верны памяти народной 12.09.2012г. ВЕРНЫ ПАМЯТИ НАРОДНОЙ В этом году межрегиональной Программе «Под княжеским стягом» исполнилось 10 лет. Стоит отметить, что именно эта программа, начавшись с небольшой экспедиции, стала толчком или теперь уже мощным импульсом для многих городов, посёлков, областей, что подхватили её в увековечивании памяти героев Смутного времени. Это сегодня практически каждый калязинец хоть что-то, но знает о легендарном человеке Михаиле Скопине-Шуйском, жившем более 4-веков назад. До начала экспедиций о нем знали лишь историки и интересующиеся Смутными временами люди. Красавец-памятник у храма Вознесения — это тоже детище программы-Стяга. Не говоря уже о новой традиции — праздновании годовщин сражения под Калязином с красочными реконструкциями боёв... Всё это подарило нам это новое направление в краеведении и работе с молодёжью. Если заглянуть на 10 лет назад, первая экспедиция состоялась на территории Калязинского и Угличского районов по маршруту Рябово – Заозерье и окрестностям летом 2002 года. А уже на следующий год программа приняла межрегиональный характер и постепенно собрала вокруг себя около 20 районов в пяти регионах России. Как рассказал нам её незаменимый научный руководитель программы, доктор исторических наук Ярослав Леонтьев, Название программы когда-то придумал хорошо известный в Калязине человек, краевед – Сергей Николаевич Круглов. Первый стяг с изображением Голгофского Креста, скопированный из каталога русско-шведской выставки «Орёл и Лев» в столичном Государственном Историческом музее на Красной площади, был пошит тоже в Калязине. Сейчас он редко берется в походы, а в основном хранится, как хоругвь, в алтаре Вознесенского храма. В этом году стяг, правда, снова был в дальнем походе – в месте рождения Косьмы Минина в Балахне и в месте погребения великого гражданина России в Нижегородском Кремле, в родовых вотчинах князя Дмитрия Пожарского (в древнем селе Пурех) и князя Михаила Скопина-Шуйского (в пригороде Иванова Кохме). В Спасо-Евфимиеве монастыре в Суздале стяг был возложен на гробницу Дмитрия Михайловича Пожарского. Кроме того, уже три года подряд стяг является участником панихиды, которая совершается в Архангельском соборе Московского Кремля в день памяти Скопина-Шуйского 3 мая. Благословление Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на проведение этих панихид было получено по инициативе программы. В разные годы на территории Тверской области в программе «Под княжеским стягом» участвовали отряды из Калязина, Кашина, Лихославля, сельских поселений Мирный (Торжокский район), Тургиново (Калининский район), Городня (Конаковский район), группа байкеров из Торопца и деревни Крест, клубы исторической реконструкции из Твери. Дважды участники программы из разных регионов собирались в Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького. Презентации программы происходили в Кимрском краеведческом музее и Свято-Успенском монастыре в Старице, на днях тверской книги в Москве, во Владимире, Иванове, Смоленске, Сергиевом Посаде, Ярославле, Костромской и Нижегородской областях. В конце прошлого года и в мае этого года делегации из Калязина и Кашина участвовали в слушаниях по юбилеям преодоления Смуты в Общественной Палате РФ и в соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора в Храме Христа Спасителя. Я.В. Леонтьеву, как научному руководителю программы, довелось выступить на этих слушаниях с докладами. За плечами участников программы – сотни километров пешего и водного пути по дорогам ополчения Скопина-Шуйского, начиная с Великого Новгорода, и множество исторических реконструкций битв на Каринском поле под Александровом, под Ярославлем, в Городне на Волге, в Кохме под Ивановом, Дмитрове, Переяславле-Залесском, подмосковном Пушкино, и, конечно, на Константиновском поле под Калязином. И еще об одном интересном факте рассказал Ярослав Викторович: у программы «Под княжеским стягом» за эти 10 лет появились свои дети полка! Сначала калязинский парень женился на девушке из Мурома, с которой познакомился во время одного из походов, а потом кашинская девушка вышла замуж в городе Александрове. ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВЫ КАЛЯЗИНСКОГО РАЙОНА Уважаемые калязинцы, наши земляки в других городах и регионах! Нынешний, юбилейный не только крупными историческими датами год, но и 10-летием нашей патриотической программы, продолжил традицию памятных патриотических мероприятий. Состоялась очередная экспедиция «Под княжеским стягом». В этот раз поход был продолжительным, состоял из нескольких этапов. 5 августа состоялся девятый историко-патриотический фестиваль «Отчизны верные сыны» во Владимирской области на Каринском поле, где присутствовала и калязинская делегация. От имени всех нас я вручил благодарственные письма александровским коллегам за поддержку этого патриотического движения. Спустя неделю состоялся тоже уже ставший ежегодным фестиваль «Бой за переправу» в Городне. Калязинская молодёжь стала свидетелем этого красивого действа. Уже отгремели шикарные празднества, посвящённые 200-летнему юбилею Бородинского сражения. И вот теперь наша очередь. Участников реконструкции, многочисленных почётных гостей мы ждём на древнем Константиновском поле у берегов Жабни, чтобы отметить 403-летие калязинского сражения. Я не перестаю говорить о том, как важно всем нам сегодня проникнуться памятью народной, быть благодарными потомками наших выдающихся земляков. Я благодарю тех, кто все эти годы был верен проекту «Под княжеским стягом», ходил походами, проводил конференции, вёл научную работу, участвовал в акциях памяти. Благодарю руководителей программы и всех, кто её поддерживал. Уверен, что и в будущем, действия региональных и районных властей, патриотических клубов, учебных и культурных заведений будут совместно направлены на патриотическое и гражданское воспитание нашей молодёжи, которая – есть основа нашего будущего общества. Поздравляю всех вас с 403-ей годовщиной калязинского сражения и приглашаю принять участие в праздничных мероприятиях. Глава Калязинского района К.Г. Ильин Предлагаем вашему вниманию фрагмент доклада Я.В. Леонтьева «Акты служилых землевладельцев как источник по воссозданию личного состава земской армии князя М.В. Скопина-Шуйского», прозвучавшего на конференции в Ивановском государственном университете. Сразу несколько примечательных документов по заявленной теме в последние годы были введены в научный оборот другим известным историком-архивистом А.В. Антоновым в многотомном издании «Акты служилых землевладельцев». Так в четвертом томе издания опубликована челобитная Михаила и Алексея Мироновых детей Вельяминовых о сохранении за ними вновь расчищенной земли «из угожих лесов» в «поместейце и вотчинке», жалованной за выслугу их отца Мирона Андреевича Вельяминова. Согласно изложению сыновьями служб их отца, М.А. Вельяминов сначала сражался с Лжедмитрием I под Болховом, затем был в осадном сидении в Москве и бился с «тушинцами». В частности, участвовал в сражении на Москве-реке в полку боярина и воеводы Ивана Семеновича Куракина, когда «побили» отряд полковника А. Лисовского. Затем в составе конной сотни ржевских дворян и детей боярских Вельяминов участвовал в походе М.В. Скопина-Шуйского. Как сообщали его сыновья в челобитной царю Алексею Михайловичу: «И как, государь, боярин князь Михайло Васильевич пришол под Тверь, и под Тверью, государь, были два бои, и не тех, государь, боех отец наш царю Василью служил. И как, государь, боярин князь Михайло Васильевич пошол в Калязин монастырь, и под Калязин, государь, монастырь приходил Сапега со многими людми, и отец наш на том бою царю Василью служил, и на том бою отца нашего ранили». Затем М.А. Вельяминов был послан под Переславль-Залесский «со многими людми для языков, и языки приваживал многие». В разных источниках постоянно мелькают представители рода Вельяминовых, один из которых (Михаил Вельяминов) стал «перелётом», получивший в Тушине боярский чин и поставленным Лжедмитрием II на должность воеводы во Владимире, а другой – Никита Вельяминов был «тушинским» воеводой в Костроме, обороняя город от отрядов Давида Жеребцова. Но вернемся к рассказу о Мироне Вельяминове в изложении его сыновей: «И как, государь, пришол боярин князь Михайло Васильевич в слободу в Олександрову, и приходил<и> Зборовский и Ружинский (полковник Александр Зборовский и гетман Роман Ружинский. – Я.Л.), и отец наш был в ту пору на заставе с сотнею, и на том бою под отцем нашим убили лошать». Потом вместе с Г.Л. Валуевым хаживал Вельяминов под Троицкий Сергиев монастырь за языками и вместе с Б.М. Лыковым-Оболенским под Суздаль против Лисовского в качестве сотенного командира. Наконец, Василий Шуйский отправил его в Муром «промышлять над изменными городы». Он усмирял Шацк, посылал стрелецких голов на Кадом, отбивал атаки изменников из Арзамаса и Темникова, наводил порядок в Касимове. В дальнейших ратных делах Вельяминов принимал участие вместе с П.П. Ляпуновым, командуя уже полком. Ранее в первом томе документов, хранящихся в Российском госархиве древних актов, был опубликован очень яркий и выразительный текст. Речь идет о «сказке» Иова Михайлова сына Изъединова о своей службе в Смутное время, представленной в Поместный приказ по тяжбе с Семеном Вельяминовым о земле в Клинском уезде, и датируемой 12 января 1624 г. Челобитчик подробно изложил свою эпопею в «тушинский» период Смуты: «Лета 7117-го году сели мы на Москве в осаде от Вора с маия в 20 число, а сидел я в осаде на Москве до сентября и по третья число. И сослал царь Василей Иванович всея Русии меня Иевка Изъединова из осады с Москвы в Колязин монастырь, а со мною послал кашинцев детей боярских до клинен до розных городов новиков, да со мною ж послал наряд три пищали полуторные да сорок пуд зелья да двацеть подов свинцу да ядра к пищалям по кружалам. А по наказу велено мне ехати для береженья с Москвы в ночи. А ехали Володимерскою дорогою, а с Володимерской дороги своротили к Переславлю к Залескому, а ис Переславля из Залескова ехал к Ростову, а от Ростова поворотил в Колязин монастырь, и приехал в Колязин монастырь со всеми людми и с нарядом, дал Бог, здорова. А велено мне быть в Колязине монастыре воеводишком, а в те поры в Колязине монастыре был осадной голова Иван Боклановскай. И мы с ним в Колязине монастыре сидели и против литовских людей битца ходили и Кашинский уезд оберегали». Из этого документа следует, что кашинский воевода Иван Иванович Баклановский не принадлежал к стойким приверженцам Василия Шуйского, и уже в ноябре 1608 г. задумал перейти на сторону «тушинцев». «И Иван Боклановскай ратным людем не стал корму давать, которые присланы со мною с Москвы, и ратные люди поехали вон из монастыря. И как ратные люди поехали вон из монастыря, меня он Иван в те поры из монастыря с ними вон не выпустил, да держал меня в Колязине монастыре после ратных людей пять дней. Да повел меня в Кашин перед Филиповы заговейны ноября в 8 день мимо государева указу, а мне велено быть в Колязине монастыре, а не в Кашине, а ратные люди, которые посланы со мною с Москвы, все ис в Колязина монастыря поехали прочь. И я, убоясь его Ивана, от нево ушол. И он за мною погоню послал кашинцев детей боярских Богдана Опачинина с товарыщи, и оне меня сугонили за Кашиным в деревне, пятнацеть верст. И тут меня в деревне держали за приставом неделю, да тот же Иван Боклановскай велел меня отпустить на Филиповы заговейна ноября в 14 день». Информация об измене Баклановского подтверждается документами о его дальнейших действиях против восставших против самозванца угличан (вместе с другим кашинским воеводой – Федором Михайловичем Унковским) в мае 1609 г., опубликованным профессором И.О. Тюменцевым. (Однако позднее И.И. Баклановский все же одумался, перешел на сторону М.В. Скопина-Шуйского и участвовал в дальнейшем походе от Троицкого Колязина монастыря). Благодаря упоминанию И.М. Изъединовым церковно-календарных событий, его злоключения подлежат почти точной датировке. «И я побрел к Новугороду низнаючи ништа, да прибрел в Деревскую пятину в Боровичи к братьем своим к Семену да к Ивану Изъединовым за неделю до Николина дни, да пожил у них, а был болен. И как я обмокся, и я съехал от них к Великому Новугороду в Великий говейна о Зборе к боярину ко князю Михайлу Васильевичу Шуйскому да стоял у братьи на подворье на улице на Рогатице у посацкова человека у Максима, и в Новегороде лежал болен жа. И как князь Михайла Васильевич пошол из Новагорода, и я ним же пошол в полку, а в стану я стоял з братьею своею. И подо Тверь на бою я был, и изо Твери князь Михайла Васильевич пошол к Колязину монастырю и мне наказ дал, перед собою велел на немец корм збирать, и наказ у меня и нынече тот есть». В последнем эпизоде данного отрывка идет речь об особом задании, полученном Иовом Изъединовым, по сбору «корма» для союзных Скопина-Шуйскому шведов, вероятней всего из отряда Христерна Сомме, продолжавших вместе с ним после битвы за Тверь наступать на местности, подконтрольные полку Яна Микулинского. Скорее всего, изучивший на своем личном горьком опыте прилегающую к Калязинскому монастырю местность Изъединов мог стать проводником для всей армии при переходе от Городни до Кашина-Калязина. Его же бывший недруг – И.И. Баклановский в дальнейшем в армии Скопина-Шуйского начальствовал над артиллерией (нарядом). Поделиться новостью с друзьями: |
||||||||||||
|