|
||||||||||||
На века. Как в старину... 18.06.2012г. Матушку Ирину или Ирину Викторовну Румянцеву я застала в храме за историческим действом - она делала последние мазки, раскрашивая эмали новых иконостасов в возрождающемся храме Вознесения Господня г. Калязина. В подготовке ко встрече святых мощей преподобного Макария Калязинского установка новых иконостасов была важным её этапом. Этот огромный труд начался три с половиной года назад, а завершился за несколько дней до главного события - перенесения мощей. О том, как шла работа и о самом иконостасе читайте в этом эксклюзивном интервью с матушкой Ириной - членом Союза художников России, членом Международной Ассоциации ЮНЕСКО. -Расскажите, как Вы начали работать над этим заказом. -Несколько лет назад ко мне обратился настоятель храма отец Леонид с просьбой сделать проект трёх иконостасов храма Вознесения. Когда я приехала в храм и увидела сень, которую только что привезли из Софрино - блестящую, новую, я поняла, что мне необходимо было сделать такие иконостасы, которые бы взяли внимание прихожан на себя. Поскольку Калязин - древнерусский город, я вспомнила о 17-ом веке, в котором был знаменит высокий русский иконостас. Больше двух ярусов иконостасы делались только в России. Тогда, в 17-ом веке, использовали золочёную резьбу с цветными эмалями. Один такой древний иконостас сохранился в Костроме, он и послужил толчком для создания этих трёх. Сроки были ограниченные, но я справилась с задачей - проект был готов. -Как дальше продолжалась работа? -Резьбу в натуральную величину я сделала на картоне и отдала её резчикам в работу. Это бригада профессионалов из Твери, столяры-краснодеревщики. Первый иконостас - центральный - мы сделали за 2,5 года. Далее сроки сократились - было принято окончательное решение о переносе мощей Макария в 2012 году. Нам пришлось ускорить работу и за последний год удалось сделать ещё два иконостаса - правый в честь иконы Тихвинской Божией Матери и левый - в честь Макария Калязинского. Иконы писались мной и моим мужем иереем о. Дмитрием Мамоновым, он тоже член Союза художников России. Насколько хорошо удалась наша работа - судить прихожанам, но мне было очень приятно работать для калязинского храма и надеюсь, что людям она придётся по душе. -Какие материалы использовались при создании иконостасов? - Иконы писались по старинным образцам и технологиям. Это липовая доска, паволока (специальная ткань), левкас (грунтовка), сусальное золото, полудрагоценные камни. Краски мы делали сами: перетирали в ступках камни до гелеобразной массы и затем на яичном желтке писали образа. Я сделала немало иконостасов в своей жизни, но такой - впервые, поэтому для меня он очень дорог, исходил от души, сердца и ума. Резные детали сделаны из липы, привозились сюда они все в разобранном виде. Присмотревшись, вы можете увидеть, сколько много деталей составляет эта резьба. Всё собиралось уже здесь, в храме, во время установки. Это был тоже очень кропотливый, ручной труд. Позолоту всей резьбы на иконостасах сделал наш сын Николай Мамонов - это его первый иконостас в жизни. Начал он работу в 15 лет, завершил - в 18. За эти три года он вызолотил все детали. Эмали раскрашивала я. -Проведите, пожалуйста, нас, пришедших в храм, по иконостасам, расскажите о них подробнее. - Все три иконостаса сделаны по каконическим правилам Русской Православной Церкви. Центральный иконостас трёхъярусный, 6,5 м. - высота, 6,30 м - ширина. Первый ряд, местный. Царская дверь - изображены евангелиты, благовещение Божией Матери. Выше - сень, арка - тайная вечеря. Икона Вознесения Господня - в честь храма. Второй ряд - праздники по евангельским событиям: Рождество Христово, Крещение, воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Сошествие во Ад, уверование Фомы, Сошествие Святого Духа и Преображение. Наверху в центре - большая икона Спас в Силах, по бокам - Иоанн Предтеча и Богородица в молитвенных позах, архангелы Гавриил, Михаил и апостолы Пётр и Павел. Завершает иконостас крест. Правый иконостас Божьей Матери Тихвинской. Когда я думала о том, какими должны быть отличия правого и левого иконостасов, то с чисто человеческой позиции или с позиции художника я решила, что раз это иконостас женский, то он должен быть более изысканным по форме элементов и отделке, поэтому здесь царская дверь и ниши под иконы в местном ряде украшены сенью, где будут крепиться лампады. Ряд праздников над местным рядом посвящён событиям, связанным с Божьей Матерью: Рождество, Введение во храм, Благовещение, Рождение Спасителя, Сретение, Успение. Деисусный ряд - каноническое завершение иконостаса, это, как я уже говорила о центральном - неотъемлемый набор икон. Левый иконостас расположен рядом с сенью, где будут находиться мощи преподобного Макария Калязинского. Он сделан в строгом стиле, здесь нет излишеств, как в правом, сдержан по формам: вертикали, горизонтали и квадраты. Дьяконовские двери изображают первых мучеников, пострадавших за веру Христову - дьяконы Стефан и Лаврентий. Царская дверь - Василий Великий и Иоанн Богослов - те святые, которые всегда пишутся на царских дверях и имеют каноническое начало в древних иконостасах. Праздники посвящены страстям Господним: предательство Иуды, шествие на Голгофу, восхождение на Крест, Распятие, снятие со Креста, положение во гроб и жёны-мироносицы. Деисусный ряд - традиционный. -Спасибо Вам от имени калязинцев за Ваш труд, который должен остаться в наше храме на века! И новых трудов во славу веры православной! В этот же день мне удалось пообщаться с ещё одним человеком из этой творческой семьи - старшим сыном Ирины Викторовны Глебом Мамоновым, бригада которого завершала роспись горнего места, что находится за престолом в алтаре. Это тоже очень большая работа, которую, правда, не смогут увидеть все прихожане, но она очень важна для этого этапа реставрации. Проект данной росписи был также согласован с о. Леонидом Бересневым и воплощён художниками под руководством Глеба. Он рассказал, что после окончания иконописного отделения Московской духовной академии он участвовал в росписи уже более 10 храмов в Троице Сергиевой Лавре, в Челябинске, но ещё ни разу не работал в Тверской области, хотя родом из Твери. Калязинский храм стал первым. Вот что Глеб рассказал о смысле росписи, которую художники делали больше двух недель. -Алтарь имеет свою систему росписи, мы создавали свои композиции, исходя из неё. Наша задача, как художников, состояла в организации ритмов изображений в пространстве. Верхняя композиция её показывает сошествие во ад и самый главный праздник - Воскресение Господне, под ней - литургия - служба отцов. Это сделано для того, чтобы священник, молясь здесь, видел перед собой Спасителя и святителей-литургистов, а поднимая взор к небу, видел Воскресение Господне - высшую радость верующих. Роспись выполнена в стиле 14-15 веков, что как раз приходится на период жизни Макария Калязинского. Поэтому за основу взята Византийская школа росписи, сочетающаяся по стилю с иконостасом. Эпизод Сошествия во Ад, как пояснил художник, - это точная копия с образца 14-го века, который сейчас есть в древнем храме Константинополя. Интервью провела Яна Сонина Поделиться новостью с друзьями: |
||||||||||||
|