|
||||||||||||
Малые города - основа государства 14.10.2011г. В начале октября глава Калязинского района К.Г. Ильин принял участие в заседании Правления Ассоциации малых и средних городов России. Заседание проходило в г. Арзамас Нижегородской области в рамках форума "Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года", организованного Фондом Е. Гайдара. Константин Геннадьевич является членом Правления Ассоциации и регулярно принимает участие в мероприятиях, проводимых ею. Он прокомментировал нынешнюю встречу, из которой его коллеги сделали однозначный вывод о необходимости вести дальнейшую работу по поддержке здорового имиджа муниципальной власти и экономической стабильности малых и средних городов России, составляющих её сердце. В течение двух дней для участников форума были организованы пленарные заседания на темы развития России в 21 веке, межбюджетной политики, местного самоуправления. С докладами и своим видением развития процессов выступали представители Фонда Егора Гайдара, Института экономической политики и другие политологи, экономисты. Константин Ильин отметил что по многим вопросам с этими лекторами главы муниципалитетов не нашли взаимопонимание. К примеру, их видение дальнейшего развития малых городов и районов - повышение налогов на имущество и землю. Они ссылаются в этом на западную, канадскую модель, забывая отметить, что доходы населения в той же Канаде в десятки раз выше, чем в аналогичном городе в России, а цены на энергоресурсы одинаковые. Кроме того, если уж равняться на них, нужно в первую очередь посмотреть как происходит формирование бюджета: сначала формируется бюджет муниципального образования, причём исходят из полномочий и необходимых затрат на их исполнение, затем уже переходят на более высший уровень. У нас же всё наоборот: сначала насыщаются столицы, регионы, а потом уже, по остаточному принципу, районы. А ведь полномочий и у районов, и у поселений достаточно много, они работают непосредственно с проблемами и нуждами населения. Средств, чтобы поддерживать элементарные жизненные условия, катастрофически не хватает. Главный принцип, за который ратует муниципальная власть - это финансовая оценка всех полномочий, чтобы всё, что положено от районного и поселенческого руководства, могло быть исполнено. Самой актуальной темой для обсуждения членами Правления Ассоциации было местное самоуправление. Основные моменты реформы МСУ, которая начала реализацию в 2005 году, завершены, произошли значительные изменения в работе Интерес любого руководителя муниципалитета - развивать свою территорию, использовать имеющиеся ресурсы, находить те её особенности, на которые можно сделать ставку, привлекать инвестиции, создавать рабочие места и т.д. Но как это делать, если главы не знают как сопоставить пресловутые возможности с потребностями, работают не благодаря, а вопреки... Как только район хорошо сработал, показал результат по налогам, его тут же наказывают - львиную долю отнимая в пользу вышестоящих бюджетов. И получается, что выгоднее жить тем районам, которые не развиваются, стоят на одном месте, делая традиционную работу. Часть изъятых средств можно получить обратно в виде дотаций и путём участия в программах, что Калязинский район в отличие от многих своих "собратьев" как раз активно практикует. Но чтобы стать участником большинства федеральных или областных программ, району нужно выполнить массу условий, изыскать возможности софинансирования, подготовить огромное количество документов и пройти множество согласований, на что тоже уходит время. Многие программы унифицированы и не учитывают особенностей различных территорий. Муниципалитетам сегодня нужна реальная поддержка государства. Ведь уже сейчас в результате всех реформ многие районы и поселения выглядят совсем плачевно: растёт бедность, ветшает жильё, приходят в негодность дороги, инженерные сети, коммуникации, невозможно на должном уровне поддерживать социальную сферу... И в результате всё это выливается в недовольство населения и именно недовольство работой местной власти, как традиционно сложилось - виновной во всех бедах. На заседании Правления Ассоциации речь шла также о положении дел в отрасли ЖКХ. Массовый приход в эту отрасль частных компаний породил бесконтрольность и невозможность влиять на ситуацию в районах. Хаос и неразбериха в работе, в отчётности управляющих компаний сейчас необходимо заменять прозрачностью в их работе. Необходимо вновь создавать что-то наподобие муниципальных предприятий. Нет у нынешних УК и меры ответственности за состояние дел в работе, такой закон просто необходимо принимать, чтобы стимулировать и контролировать их работу. С каждым годом усиливается износ сетей, а средств на их содержание и восстановление у районов тоже нет. Резко возросли тарифы, причём обвинения по этому поводу от населения поступают в адрес главы района. Вот и приходится объяснять людям, что органы местного самоуправления отвечают только за предоставление услуги, а тарифы утверждаются на региональном уровне. При таких непростых условиях бдительно следят за деятельностью районов и поселений, за исполнением всех полномочий многочисленные надзорные органы. Реформа ЖКХ - это дорога в никуда и при дальнейшей такой политике дело может дойти до техногенных катастроф. Разделяют такую точку зрения многие главы муниципалитетов. Членами Правления Ассоциации отмечалось, как проблема, отсутствие реальной поддержки отечественного производителя. Рынок загружен импортными товарами, а местные заводы-фабрики выживают, как могут. Поддержать их - один из положительных моментов для развития и регионов, и муниципалитетов. Недостаточно хорошо, по мнению глав городов, поддерживается малый и средний бизнес. Об этом сегодня много говорят, а реальных мер недостаточно. Как проблему обозначали в диалоге и отток кадров в крупные города, в столицу. Деградация муниципальных элит, кадровый голод сказываются на развитии малых городов. Наблюдается асимметрия экономического развития между центром и провинцией. Большинство членов Правления Ассоциации согласны с тем, что должны быть полноценные прямые выборы глав районов. Формула "глава района и нанятый по договору сити-менеджер" приводит во многих случаях к конфликтным ситуациям, отсутствию взаимопонимания и конструктивной работы. Участниками встречи были высказаны конкретные предложения по улучшению ситуации. Каждый муниципалитет хорошо представляет свои потребности. Поэтому важно, чтобы у муниципальной власти была самостоятельность в определении своих целей и задач, стоящих перед конкретной территорией в рамках отведённых полномочий. Полномочия должны быть закреплены на длительный период, а также достаточно обеспечены финансово. Одним из важных моментов в работе является взаимодействие всех уровней власти. Должна быть действенная обратная связь. Поддержка местной власти - это залог стабильности в стране в целом. Отсутствие уважения к муниципалитетам, ввиду многочисленных проблем, как в зеркале отражается на властях вышестоящих уровней. Усилением социальных протестов в наше сложное время во многих регионах пользуются недобросовестные люди, партии-однодневки, которые на критике, находясь в оппозиции, дестабилизируют ситуацию в районах. На встрече глав городов в Арзамасе был подтверждён главный вывод одного из последних съездов Ассоциации малых и средних городов России - федеральная власть не достаточно знает о насущных проблемах муниципальных образований - они не доводятся досконально и объективно. Задачей таких организаций, как данная Ассоциация, как раз является такая полезная обратная связь. Члены правления убедились в дальнейшем стремлении объединяться и бороться за права муниципалитетов - основы нашего государства. Пресс-служба администрации района Поделиться новостью с друзьями: |
||||||||||||
|